DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5
ISBN: 978-5-9208-0676-5
ISBN (books series): 978-5-9208-0635-2
Год выпуска: 2021

PDF

Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения: Коллективная монография / сост., отв. ред. О.А. Богданова. — М.: ИМЛИ РАН, 2021. — 384 с. — (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 6). — https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5
Отв. редактор: Богданова О.А.

Об ответственном редакторе:

Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В основе издания — сопоставление вариантов «усадебного топоса» в произведениях русской литературы и литературы других народов мира конца XIX — начала XXI в. с их реально-эмпирическими прототипами, которые жили в памяти и воображении творцов художественных образов. На материале произведений Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Г.И. Чулкова, Е.Н. Чирикова, А.А. Ахма- товой, В.В. Набокова, М.М. Пришвина, С.Н. Дурылина, Б.Л. Пастернака, Е.Р. Домбровской и других русских писателей выясняются закономерности преображения реальных элементов усадебного комплекса и фактов авторской биографии в детали предметной изобразительности и многослойную символику мира художественного произведения. Серьезно представленный компаративный аспект позволяет акцентировать в «усадебном топосе» универсальные черты, актуальные как для русской литературы, так и литератур Испании, Италии, Англии, Франции, Украины и других стран начиная с Античности. Также продолжено рассмотрение феномена русской дачи в отечественной литературе и культуре, начат анализ элементов «дачного топоса» и наполняющих его дискурсов. Коллективная монография вмещает статьи 23 авторов, распределенные по 6 проблемно-тематическим разделам, отражающим важнейшие «векторы творческого преображения» эмпирической данности: новации в сфере поэтики художественных произведений, анализ эго-документов и артефактов, междисциплинарную интеграцию, компаративные параллели и проч. Книга адресована профессионалам-гуманитариям, прежде всего филологам, и вместе с тем широкому кругу учащейся молодежи и заинтересованных читателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Богданова О.А. Живые корни литературных усадеб

 
Часть I
Чехов и другие

 

Андреева В.Г. Помещики и землевладельцы в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Доманский Ю.В. «Имение Раневской» и «усадьба Гаева»: к вопросу о номинациях места действия «Вишнёвого сада» А.П. Чехова

Журавлева А.А. Случай Чехова: мир русской усадьбы в хронотопе «большого города»

Михайлова М.В., Назарова А.В. «Мятежные усадьбы» Е.Н. Чирикова

Богданова О.А. «Усадебный текст» Георгия Чулкова: неомифология писательских имен в повести «Дом на песке»

 
Часть II
Поэтическая летопись русской усадьбы рубежа XIX–XX вв.

 

Жаплова Т.М. Предметная детализация как средство поэтизации усадебного быта в лирике И.А. Бунина 1890–1900-х гг.

Шевчук Ю.В. «Самонаблюдение» в пространстве: русская усадьба в лирике Анны
Ахматовой 1910-х гг.

Гриневич О.А. Соотношение факта и вымысла в «усадебном тексте» В.В. Набокова

 

Часть III
Русская усадьба в эго-документах и артефактах

 

Андрущенко Е.А. Формы поэтизации «усадебной культуры» в «Воспоминаниях Бориса Николаевича Чичерина»

Строганов М.В. Берновские предания: дворянская усадьба в воспоминаниях ее питомцев XX в.

Приложение. Воспоминания А.Н. Понафидиной, О.Н. Вульф, А.Н. Болт. Публикация М.В. Строганова

Фирсова А.В. «Сад Пастернака»: поэтическая матрица в ландшафте

 

Часть IV
Усадьбы советской эпохи

 

Пращерук Н.В. Усадьба Н.Е. Жуковского Орехово: «кормящий ландшафт» и музейная реальность (на материале книги Е.Р. Домбровской «Воздыхания окованных. Русская сага») 

Кнорре Е.Ю. «Китеж советского времени»: образ «небесной коммуны» в «усадебном мифе» М.М. Пришвина (на материале дневника писателя 1920–1950-х гг.)

Акимова М.С. Усадьба реальная и усадьба литературная в судьбе и творчестве С.Н. Дурылина

 

Часть V
Компаративные сюжеты

 

Кальво Мартинес Х.Л., Арсентьева Н.Н. Философия уединения (тема Beatus ille) в «усадебной» поэзии Европы: Гораций, Фрай Луис де Леон, И.А. Бунин

Дмитриева Е.Е. Сборник басен под открытым небом: состязание поэтов в Версальском лабиринте

Тоичкина А.В. П.А. Кулиш-хуторянин и его «хуторская философия» в историософской перспективе XXI в.

Велигорский Г.А. Голубые холмы и далекая музыка: образы тюрьмы и свободы в детской и автобиографической литературе Великобритании и России (усадебный контекст)

Молодяков В.Э. Усадьба Шарля Морраса Chemin de Paradis: конструирование смыслов

 

Часть VI
У истоков «дачного топоса»

 

Строганова Е.Н. Дачные сюжеты в женской прозе рубежа XIX–XX вв.

Мари Э. О понятии петербургского «дачного фольклора» конца XIX – начала XX в.

Список иллюстраций

Список принятых сокращений. Составитель Е.Ю. Живица

Указатель имен. Составитель Е.Ю. Живица