Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Об авторе:

Ольга Артуровна Гриневич  (Гродно, Беларусь) — Ольга Артуровна Гриневич — магистр филологических наук, преподаватель кафедры русской филологии, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, 230023 г. Гродно, Республика Беларусь.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3831-805X  

Аннотация:

В статье рассматривается взаимодействие между фактом и вымыслом в «усадебном тексте» В.В. Набокова на трех уровнях семиозиса. Уровень семантики составляет система образов, мотивов и топосов, входящих в семантическое ядро «усадебного текста». Уровень синтактики формируют горизонтальные связи между элементами семантики, последовательность их реализации (например, сюжет), а также взаимодействие между текстом и контекстами. На уровне прагматики рассматриваются диалогические связи внутри сверхтекста (например, особенности субъектной структуры) и взаимодействие между разными художественными языками, образующими сверхтекст (вербальное и визуальное, художественное и документальное, поэзия и проза). Семантика «усадебной» поэзии Набокова связана с топосом воспоминания, преобразованием реального пространства усадьбы в пространство памяти и воображения. При этом действует механизм деконтекстуализации: внимание акцентируется не на исторических и культурных контекстах функционирования «усадебного топоса», а на личных воспоминаниях автора. В автобиографической прозе (роман «Другие берега», 1953–1954) наблюдается иное соотношение между текстом и контекстом: пространство усадьбы вписывается не только в биографический, но и в литературный контекст. На уровне прагматики наблюдается размывание межсемиотических границ, что приводит к активному взаимодействию между вербальным и визуальным, поэтическим и прозаическим художественными языками. Так, в романе «Дар» (1938) экфрастическая граница между реальностью и изображением размывается и в прозаическом тексте используется сюжет элегической прогулки, характерный для «усадебной» поэзии XIX в.

  • Ключевые слова: сверхтекст, «усадебный текст», семиосфера, семантика, синтак- тика, прагматика, В.В. Набоков.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу