Сборник: И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества
DOI: https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-900-923
Год выпуска: 2021

PDF

Морозова Ю.Г. Вифлеем и его символика в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 900–923. (Академический Бунин; 3). https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-900-923
Автор: Морозова Ю.Г.

Об авторе:

Юлия Григорьевна Морозова — кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, д. 20/1, 127473 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6655-3607 

E–mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье на материале очерков книги И.А. Бунина «Тень Птицы» («Иудея» и «Геннисарет»), стихотворений 1906–1907 гг. («Авраам», «Звездопоклонники», «Источник звезды. Из сирийского апокрифа», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Храм Солнца») и воспоминаний В.Н. Муромцевой-Буниной о паломничестве на Святую Землю в 1903– 1909 гг. воссоздается описание Вифлеема, символические и топонимические приметы города. Указывается жанровое, художественное, композиционное своеобразие произведений, посвященных Иудее. Отдельное место в статье отведено Вифлеемскому храму и образу волхвов, происхождение которых (в историко-культурном контексте) связано с древнейшими народами — представителями сабейской культуры. Предприняты попытки семантической реконструкции основных библеизмов и словоформ, связанных с древнейшими местами Иудеи и Вифлеема. Указывается, что за художественными описаниями природы и истории Святой Земли в бунинских текстах раскрываются историософские взгляды писателя, важные концептуальные положения, как, например, тема памяти, цикличности жизни и мирового развития, идея мирового круга. Рассматривается цветовая символика и семиотика ландшафта Вифлеема и его окрестностей. Рассматриваются библейские персонажи, с которыми связана история города, его артефакты, понятия, воссоздающие облик древней синкретичной культу- ры, — Руфь, Давид, Рахиль, Дева Мария, Христос. В заключение делается вывод о том, что образ Вифлеема является собирательным, «мозаичным», порождающим разные его прочтения и расширяющим и без того сложное герменевтическое поле бунинских текстов и их вариантов.

Ключевые слова: И.А. Бунин, книга «Тень Птицы», поэтическая символика, сабейская культура, Святая Земля, Вифлеем, культурное наследие.