Сборник: И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества
DOI: https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-592-603
Год выпуска: 2021

PDF

Воронцова Г.Н. Повесть И.А. Бунина «Суходол»: история становления текста // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 592–603. (Академический Бунин; 3). https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-592-603
Автор: Воронцова Г.Н.

Об авторе:

Галина Николаевна Воронцова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3546-0472

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье анализируется история становления текста одного из центральных в творчестве И.А. Бунина произведений ― повести «Суходол». Написанная в 1911 г., повесть, в основу которой положен обширный автобиографический материал, при жизни писателя была напечатана пять раз. Знакомство с текстом произведения в различных изданиях позволяет сделать вывод о том, что творческая история «Суходола» не закончилась в 1912 г. с его публикацией в журнале «Вестник Европы», а продолжалась вплоть до 1934 г., включив в себя подготовку последнего прижизненного Собрания сочинений писателя. Об этом свидетельствует правка повести, имеющая отношение к различным этапам ее эдиционной истории. Всю правку в тексте «Суходола» можно разделить на две группы. К первой относятся исправления, обычные для писателя и спровоцированные чтением произведения при подготовке нового издания. Как правило, они связаны со стилем изложения, уточнениями текста, нюансировкой его отдельных фрагментов, описаний, характеров персонажей и т. д. Все они укладываются в понятие «варианты». Ко второй группе относятся исправления, которые позволяют говорить о пересмотре писателем тех идей, на которых первоначально базировался художественный текст. Такую правку иногда называют «смысловой», она плохо укладывается в понятие «варианты», в большей мере тяготея к понятию «редакция». Автор статьи приходит к выводу, что в реальности мы имеем дело с двумя текстами «Суходола», с одинаковыми сюжетом, фабулой, перечнем действующих лиц, но разноориентированных и разнонаправленных.

Ключевые слова: И.А. Бунин, «Суходол», творческая история, история становления текста, варианты, редакция.