Сборник: И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества
DOI: https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-112-126
Год выпуска: 2021

PDF

Кузнецова Е.В. Два «Одиночества»: к проблеме прозаизации стиха в поэзии И.А. Бунина // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 112–126. (Академический Бунин; 3). https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-112-126
Автор: Кузнецова Е.В.

Об авторе:

Екатерина Валентиновна Кузнецова  (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6045-2162

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-18-01410-П «Академический Бунин. Источниковедение, текстология, методология»).

Аннотация:

На примере анализа двух стихотворений «Одиночество», объединенных общей темой, в статье рассматриваются два основных способа создания эффекта прозаичности в поэзии Ивана Бунина: сохранение лирического содержания при трансформации лирической формы; устранение лирического содержания при сохранении лирической формы. В первом случае наблюдается повышение градуса исповедальности и интимности, содержание стихотворения представляет собой прямо высказанные чувства и переживания автора, его душевный опыт. При этом форма стихотворения строится на минус-приемах (Ю.М. Лотман): ослабление ритма, рифмы, простота лексических средств, «неукрашенность» речи, отсутствие тропов. При втором способе все происходит наоборот: сохраняется богатая, традиционно украшенная поэтическая форма, однако лиризм как пафос и субъективность как точка зрения на мир практически полностью устраняются. Подобные эксперименты обусловлены в поэзии Бунина разными причинами. С одной стороны, это единство художественного мира автора, создававшего как поэзию, так и прозу. С другой стороны, это общая тенденция в литературе модернизма к размыванию границ между жанрами и родами литературы.

Ключевые слова: И. Бунин, лирика, проза, лиризм, прозаизация, минус-прием.