Сборник: И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества
DOI: https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-56-66
Год выпуска: 2021

PDF

Болдырева Е.М. Органическая поэтика памяти И. Бунина («Жизнь Арсеньева») и ars memorativa М. Пруста («В поисках утраченного времени») // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 56–66. (Академический Бунин; 3). https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-56-66
Автор: Болдырева Е.М.

Об авторе:

Елена Михайловна Болдырева — доктор филологических наук, профессор, Институт иностранных языков Юго-Западного университета КНР, район Бэйбэй, ул. Тяньшэн, д. 2, 400715 г. Чунцин, КНР.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2977-7262

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Статья подготовлена в рамках деятельности Центра по изучению русскоговорящих стран Юго-Западного университета Китайской Народной Республики при Министерстве образования КНР

Аннотация:

В статье рассматриваются различные оппозиции бунинской и прустовской автобиографических моделей и различие мнемонической деятельности автобиографических субъектов Бунина и Пруста, принципы ars memorativa которого представляют собой амбивалентное сочетание рациональных усилий и «непроизвольной памяти». Память для Бунина — инстинктивно- иррациональная сущность, обеспечивающая цельность субъекта и онтологичность реальности его сознания, у Пруста это инструмент, упорная работа с которым позволит структурировать реальность прошлого и преодолеть болезненное для Пруста (но блаженное для Бунина) состояние эпистемологической неуверенности. Там, где Бунин останавливается в неотчетливо- непонятном восторге перед тайной и непредсказуемостью жизни, Пруст испытывает дискомфорт от невозможности четко идентифицировать явление или впечатление и аналитически разлагает память на составляющие, изобретая «мнемоформирующие» и «мнемосберегающие» технологии. Автор приходит к выводу, что, в отличие от Пруста, модернистский проект которого эксплицирует многочисленные процессы соотношения реальности и сознания, памяти и творчества, бунинскому автобиографическому дискурсу свойственно слияние жизни и творчества в органической ткани мемориального орнамента.

Ключевые слова: автобиографический дискурс, категория памяти, автобиографическое моделирование, органическая поэтика памяти, мнемоническая деятельность, модернистская автобиография.