Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Горячева Мария Александровна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям, Институт языкознания РАН, Б. Кисловский пер., д. 1 стр. 1, 125009 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3169-7811

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена такому важнейшему для социолингвистики направлению, как изучение коммуникативных сфер. Задача статьи – провести диахроническое исследование репертуара и объема функций языков народов страны в московских школах, в диапазоне последних десяти лет. Для решения данной задачи был проанализирован свод статистических и фактических данных по коммуникативной сфере образования, отражающих функционирование языков в школьном обучении. Прежде всего, это число школьников, использующих языки в следующих функциях: средства обучения; предмета обучения (отдельно рассматривается факультативный формат). Значительное место в статье посвящено и такой актуальной для крупного города с большим количеством мигрантов функции русского языка, как адаптационная. Привлекаются и данные по ступеням обучения: 1–4, 5–9, 10–11 классы. Для решения поставленной в исследовании задачи было необходимо вписать статистические данные по сфере образования в более широкий контекст. Для этого был рассмотрен ряд лингводемографических параметров: численность этноса, число указавших владение и невладение русским языком, в абсолютных цифрах и в процентах. Также автор кратко рассматривает основные актуальные тенденции образовательной политики, и то место, которое занимает среди них такая задача, как сохранение языков и культур с одновременным вектором на укрепление единства российской нации как наднационального, надкультурного образования на основе русской базы.

Ключевые слова: языковая политика, языковая ситуация в Москве, коммуникативная сфера образования, русский язык, языки в школе, адаптация.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу