Информация об отв. редакторе:
Касаткина Т.А.
Татьяна Александровна Касаткина — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
https://orcid.org/0000-0002-0875-067X
E-mail:
Аннотация: В книге ставится задача описать ряд имплицитных авторских теорий творчества, вскрываемых анализом текстов и подтверждаемых экспли- цитными высказываниями автора, в том числе такими, которые могут на неис- кушенный взгляд совсем не относиться ни к каким авторским «теориям», выска- зываниями словно совсем о другом — но вскрывающими сердцевину авторского мировидения и, соответственно, главные принципы его творчества. Исследова- тели стремились показать, как эта теория воплощалась автором, в каких случаях опыт совпадал с заявленными принципами, а в каких случаях опыт так конкрети- зировал заявленные тезисы, как невозможно было себе представить, имея перед собой только тезисы. Публикация авторских теорий творчества создает надеж- ный фундамент для конкретных анализов и интерпретаций текстов их авторов, для верификации и фальсификации этих интерпретаций, позволяет отчетливо отличать выявленный смысл текста от интерпретаторского творчества на основе текста (экзегезу от эйсегезы); создает надежную фактологическую базу для по- становки вопросов о конечных целях и конкретных задачах творчества в разных временах и у разных авторов. Для филологов, философов, всех интересующихся творчеством авторов, чьи теории творчества здесь представлены.
Ключевые слова: теории творчества, теория романа, средневековая аллегория, Уильям Ленгленд, Данте, Достоевский, Федоров, Горский, Сетницкий, Муравьев, Брюсов, Блок, Бродский, Инклинги, Толкин, Льюис, Барфилд.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Т.А. Касаткина. Авторские теории творчества: Введение
К. Корбелла. «Almeno la loro sententia»: Вопрос об авторской задаче в «Новой жизни» Данте
В.С. Сергеева. Пространство средневековой аллегории: «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда
Т.Г. Магарил-Ильяева. Некоторые размышления о теории раннего творчества Ф.М. Достоевского
Т.А. Касаткина. Достоевский: теория образа и теория восприятия искусства
Н.Н. Подосокорский. История в творчестве Ф.М. Достоевского. Как исторические реалии создают в художественных произведениях дополнительный сюжет
Е.В. Иванова. В. Брюсов и А. Блок как два полюса авторских концепций русского символизма
Е.Ю. Моисеева. Особенности авторской поэтики Иосифа Бродского
М.А. Штейнман. Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, О. Барфилд: миф, язык, вторичная реальность
А.Л. Гумерова. Авторская теория мифа в произведениях К.С. Льюиса


