Сборник: Л.Н. Толстой: нравственный поиск и творческая лаборатория
DOI: https://doi.org/10.22455/LT-978-5-9208-0664-2-441-475
Год выпуска: 2021
Казнина О.А. Идеи «добра» и «красоты» в контексте философских и эстетических исканий Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой: нравственный поиск и творческая лаборатория / отв. ред. А.В. Гулин. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 441–475. https://doi.org/10.22455/LT-978-5-9208-0664-2-441-475
Автор: Казнина О.А.

Об авторе:

Ольга Анатольевна Казнина — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0014-1298 

Аннотация:

В статье анализируется оценка соотношения понятий «добра» и «красоты» в учении Толстого на материале его статей об искусстве, переписки, дневников, произведений религиозно-философской публицистики. Как и многих мыслителей в истории философии и эстетики, Толстого занимала проблема единства и противоположности «добра» и «красоты» в жизни, в культуре и искусстве. В статьях об искусстве он выразил резкое неприятие отождествления «добра» и «красоты», критически развенчивая эвдемоническое понимание целей искусства в просветительской эстетике. В то же время писатель высказывал и противоположное суждение, утверждая, что в понимании добра интуитивное чувство красоты не менее существенно, чем рациональные доводы морали. В статье показано, что причиной этого противоречия являются разные способы познания, в равной мере присущие писателю: целостное художественное видение и рационалистическая аргументация. Между двумя типами познания в его наследии существует неразрывная связь: рациональная мысль ведет спор с интуицией, но при этом открытия художественного гения и аргументирующего разума дополняют друг друга. Подход Толстого к искусству рассматривается в статье как одно из направлений его духовных исканий, показана взаимосвязь его эстетических взглядов с религиозно-этическим учением. Раскрывается преемственность эстетических идей Толстого с учениями предшественников — от античности до романтизма, а также соотношение его взглядов с идеями современников, в том числе Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева. В статье приводятся отклики представителей русской религиозно-философской мысли на проблему «добра» и «красоты», а также суждения о Толстом мыслителей, признававших в нем одновременно мистика-созерцателя и рационалиста.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, эстетика, публицистика, религиозные искания, «добро», «красота».