Сборник: Л.Н. Толстой: нравственный поиск и творческая лаборатория
DOI: https://doi.org/10.22455/LT-978-5-9208-0664-2-233-286
Год выпуска: 2021

PDF

Ковалева Г.Н. Художественная деталь как элемент психологической характеристики персонажей в и в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой: нравственный поиск и творческая лаборатория / отв. ред. А.В. Гулин. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 233–286. https://doi.org/10.22455/LT-978-5-9208-0664-2-233-286
Автор: Ковалева Г.Н.

Об авторе:

Галина Николаевна Ковалева — старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье впервые сопоставляются приемы изображения внутреннего мира персонажей незавершенного романа из времени Петра I c приемами психологической характеристики персонажей романа «Анна Каренина». Сравнительный анализ элементов поэтики двух романов предпринят в целях выявления сходства, или, наоборот, различия между художественными принципами романа исторического и романа «Анна Каренина». Оба произведения создавались после пережитого Толстым в начале 1870-х гг. кардинального пересмотра сложившихся эстетических взглядов, повлекшего за собой обновление системы привычных для него художественных принципов. На основании результатов сопоставления делается вывод о тематических точках схождения между двумя романами, о близости элементов построения сюжета, использовании единой формы психологического анализа, тождестве художественных приемов в обрисовке психологического состояния персонажей в состоянии острого душевного кризиса. Предпринятое исследование показывает, что и в петровском романе, и в романе «Анна Каренина» Толстой воссоздавал душевные движения персонажей, их мысли, чувства, переживания, отразившиеся во внешнем облике почти исключительно с помощью художественной детали, контрастных лексических пар («свой–чужой», «свет–тьма», «ясно–смутно»), а также специфического художественного приема — смыслового выделения (путем повтора) одного или двух слов, фраз, возгласов, восклицаний, значимых для психологического состояния персонажей.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, Петр I, «Анна Каренина», художественная деталь, психологическая характеристика.