Об авторе:
Елена Аркадьевна Тахо-Годи — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, 1) Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, 2) государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия; заведующий отделом, 3) Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева», Арбат, д. 33, 119002 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6907-8656
Аннотация:
Рассматриваются методологические принципы литературной критики Ю.И. Айхенвальда. Обращается внимание на взаимосвязь декларируемых Айхенвальдом «имманентного метода» и «принципиального импрессионизма» с его собственной «философией жизни». Доказывается, что айхенвальдовская версия «импрессионизма» гораздо ближе к теории символизма, чем это представлялось современникам и исследователям. В ходе анализа учитываются эстетические «симпатии» (Ап. Григорьев, Вл. Соловьев, О. Уайльд, Реми де Гурмон, Э. Фаге) и «антипатии» (В.Г. Белинский, В.В. Розанов), сказывающиеся на интерпретации Айхенвальдом наследия и литературных критиков, и философов, и писателей XIX столетия — Пушкина, Толстого, Чехова.