Сборник: Богословие Достоевского
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0663-5-157-266
Год выпуска: 2021

PDF

Татьяна Касаткина. БОГОСЛОВИЕ ДОСТОЕВСКОГО: ОПИСАНИЕ ИЗНУТРИ
Автор: Касаткина Т.А.

Об авторе:

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0875-067X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В данной главе предпринята попытка описания богословия Достоевского как целостной системы мировидения, изобразительных принципов, трансформирующих читателя методов организации текста; системы не заимствованной, но порожденной самим автором, который может принять что-то извне лишь в том случае, если это принимаемое отвечает его глубинному внутреннему запросу, по сути — есть просто встреченное иным образом порожденное изнутри. Здесь будут описаны базовые характеристики богословия Достоевского: те основания, кото- рые по-разному, но неизменно проявляются во всем творчестве писателя: в художественных текстах, «Дневнике писателя», статьях о литературе и искусстве, политических обозрениях. Достоевский-богослов представляет нам совсем другое видение мира и человека в их отношении к Богу, а также качеств Божества, чем позволяет нам видеть обыденное сознание. Причем он предъявляет это новое видение не агрессивно и навязчиво, а давая читателю возможность уклониться от окончательного принятия и от всех выводов, следующих из этого совсем другого видения; его писательская тактика — принципиально отступательная, а не наступательная. Именно в силу этого описание богословия и философии Достоевского как внутренне обоснованной системы, без редукции к ожидаемому, без проекций на его цельное мировоззрение иных систем, известных исследователю — сложная задача, для выполнения которой требуются прежде всего серьезные навыки филологического анализа и герменевтической интерпретации.

Ключевые слова: Достоевский, богословие, антропология, личность, «я», «Маша лежит на столе…», «Социализм и христианство», человек в перспективе Бога, богословие греха, Элевсинские мистерии, гностическая парадигма.