Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Об авторе:

Ксения Владимировна Ворожихина — старший научныйсотрудник, Институт философии Российской академии наук.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена истокам и рецепции понятий всечеловеческого и всечеловека в творчестве позднего Ф.М. Достоевского. Книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» привлекла внимание писателя, так как в ней содержались идеи, созвучные его собственным мыслям об особой роли России, призванной объединить славян. Однако программа Достоевского в значительной степени отличалась от концепции Данилевского, у которого религия оказывалась «оторванной» от политики, вместо того, чтобы освящать ее и указывать на идеал развития государства, истории и человечества; Данилевский считал неизбежной борьбу России с Европой, а писатель верил в возможность построения новых отношений со странами Западной Европы на христианских братских началах. При этом Достоевский принимал различение всечеловеческого и общечеловеческого, введенное автором «России и Европы». Идеи универсализма и всечеловечности складывались не без влияния младшего современника писателя молодого философа В.С. Соловьева. Историософские взгляды Достоевского, казавшиеся его первоначальной аудитории слишком наивными, лишенными трезвого реализма, были совершенно иначе восприняты и усвоены мыслителями Серебряного века и евразийцами. С помощью категории всечеловеческого В.Ф. Эрн, Вяч.И. Иванов осмысляли современные им исторические события, революции и войны. Евразийцы, которым сперва была ближе концепция Данилевского с его обособленными, замкнутыми культурно-историческими типами, впоследствии пришли к религиозному пониманию истории в духе А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского и др.

  • Ключевые слова: Достоевский, русская идея, всечеловеческое, Россия и Запад, Серебряный век, евразийство, культурно-исторические типы, христианская политика, вселенская церковь, Соловьев.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу