Сборник: Богословие Достоевского
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0663-5-21-156
Год выпуска: 2021

PDF

Анастасия Гачева. БОГОСЛОВИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ИСТОЛКОВАНИЯ ДОГМАТА В РУССКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX – XX ВВ.
Автор: Гачева А.Г.

Об авторе:

Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0881

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Глава посвящена анализу художественного богословия Ф.М. Достоевского в контексте традиции нравственного истолкования догмата, которая сложилась в русской мысли XIX – первой трети XX века. Характерной чертой этой традиции было стремление преодолеть разрыв между храмовым и внехрамовым, между догматикой и этикой, сделать истину веры правилом жизни. Показано становление идеи единства догмата и заповеди в творчестве А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, митр. Антония (Храповицкого), проведены параллели с Ф.М. Достоевским. Рассматривается понимание Достоевским двух главных христианских догматов — догмата Троицы и догмата о двух природах и двух волях во Христе. Неслиянно-нераздельное единство Божественных ипостасей предстает у Достоевского как образец совершенного взаимодействия личностей, как норма социальных союзов, как модель всеединого человечества, где правда личности примирена с правдой целого. С точки зрения тринитарной проблематики анализируются дневниковые фрагменты 1864 г. «Маша лежит на столе…» и «Социализм и христианство». По Достоевскому, когда личность выходит к другому, вступает в «я» — «ты» отношение, обращается к другому как лицу, а не функции, стремится отдавать, а не брать, она осуществляет в своей жизни тайну Троицы, исповедует ее не просто устами, но делом. Искажением принципа Троицы являются атомарность, антиномизм, дуализм, а его воплощением — идея «расширяющегося семейства, общества-Церкви, мира как храма. Рассмотрена христология Достоевского.Выявлено, что представление писателя о Христе как «идеале че- ловека во плоти» должно рассматриваться не в контексте утопической мысли, а как выражение святоотеческой максимы: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Показано, как утверждение равноправности двух природ, Божественной и человеческой, во Христе влияет на антропологию и историософию Достоевского. Рассмотрены взгляды современников писателя и философов и богословов первой трети XX в., развивавших идею нравственного истолкования догматов о Троице и о Богочеловечестве: архим. Феодора (Бухарева), еп. Иоанна (Соколова), Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, архим. Антония (Храповицкого), В.И. Несмелова, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, А.К. Горского, матери Марии (Е.Ю. Кузьминой- Караваевой). 

Ключевые слова: творчество Ф.М. Достоевского, художественное богословие, догматика, этика, нравственная идея догмата, тринитарный догмат, христология, философский и богословский контекст.