Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул. Поварская 25A, стр. 1, ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

ВНИМАНИЕ!

Дорогие коллеги! Мы запустили продажу электронных книг в формате PDF на сайте издательства. На этапе запуска  магазина возможны временные технические сбои. Не волнуйтесь, пожалуйста. Если у вас возникают вопросы по работе магазина, обращайтесь на е-мейл petyaeva@imli.ru.

Не все книги в нашем каталоге доступны к продаже в электронном виде. Если книга недоступна в электронном формате, вы можете приобрести бумажное издание в киоске ИМЛИ РАН по адресу: г. Москва, ул. Поварская, 25 А, стр 1.

  • Сборник: Под знаком «нео-»: теория и история ретроспективных течений в литературе Новейшего времени
  • DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0786-1-734-771
  • EDN:

    https://elibrary.ru/KEDBXY

  • Год выпуска: 2025
  • PDF

  • Халтрин-Халтурина Е.В. Неовикторианский роман и модель викторианского «драматического монолога» // Под знаком «нео-»: теория и история ретроспективных течений в литературе Новейшего времени / отв. ред. В.Б. Зусева-Озкан. М.: ИМЛИ РАН, 2025. С. 734–771. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0786-1-734-771
  • Автор: Халтрин-Халтурина Е.В.
  • Список литературы:

    Источники

    1. Вулф В. Орландо: Роман / пер. с англ. Е. Суриц. СПб.: Азбука-классика, 2004. 303 с.
    2. Уайльд О. Как важно быть серьезным // Уайльд О. Собр. соч.: в 3 т. М.: Терра-Книжный клуб, 2003. Т. 2. С. 357–425.
    3. Byatt S. Victorians: Incarnation and Art // Byatt A.S. Passions of the Mind: Selected Writings. New York: Turtle Day Books, 1992. P. 19–90.
    4. Byatt S. Possession: A Romance. London and New York: Random House, 1990. vi, 557 p.
    5. Forbidden Journeys: Fairy Tales and Fantasies by Victorian Women Writers / ed. by Nina Auerbach and C. Knoepflmacher. Chicago; London: The University of Chicago Press,1992. 373 p.
    6. Robert Browning Dramatic Monologues / selected and introduced by S. Byatt. London: The Folio Society, 1991. 310 p.
    7. Victorian Women Poets: An Anthology / ed. by A. Leighton and M. Reynolds. Oxford: Blackwell Publ., 1995. xli, 691 p.

    Исследования

    1. Зусева-Озкан В.Б. Префикс «нео-» в культурной и научной рефлексии // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 4. С. 28–43. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-28-43
    2. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 228 с.
    3. Кружков Г.М. Разбор стихотворения Р. Браунинга «Любовник Порфирии»: Форма — жанр — сюжет — интертекст. URL: http://kruzhkov.net/essays/pyroskaf/razbor-stik- hotvoreniya-brauninga-lyubovnik-porfirii/ (дата обращения: 28.04.2024)
    4. Можаева А.Б. Наследие «прошлого века» в романах У.М. Теккерея и «Женщине французского лейтенанта» Дж. Фаулза // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 480–506.
    5. Муратова Я.Ю. Опыт реконструкции викторианского мира в произведениях А.С. Байетт // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 507–549.
    6. Новикова В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. 369 с.
    7. Потницева Т.Н. Современные импровизации на викторианскую тему: Поиски культурной идентичности // Филология в системе современного университетского образования. М.: Изд-во УРАО, 2002. Вып. 5. С. 62–67.
    8. Рейнгольд Н.И. Английская литература модернизма: История. Проблематика. Поэтика. М.: РГГУ, 2017. 780 с.
    9. Рейнгольд Н.И. Дерево и чайки в открытом окне: Беседа с Джоном Фаулзом // Рейнгольд Н.И. Мосты через Ла-Манш: Британская литература 1900–2000-х. М.: РГГУ, 2012. C. 169–206.
    10. Скороходько Ю.С. Неовикторианский роман младшего поколения: Поэтика и жанровые разновидности. М.: Флинта; Наука, 2018. 376 с.
    11. Толстых О.А. Неовикторианский роман в английской литературе конца ХХ века (на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа). Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. 141 с.
    12. Халтрин-Халтурина Е.В. От романтических «вспышек воображения» к модернистским «эпифаниям»: преемственная связь // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История, филология, культурология, востоковедение. 2011. № 7 (69). С. 27–36.
    13. Халтрин-Халтурина Е.В. Поэма «Аврора Ли» Элизабет Баррет-Браунинг как памятник викторианской литературы // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76, № 6. С. 41–46.
    14. Халтрин-Халтурина Е.В. Поэтика композиции в «биографиях души» У. Вордсворта и В. Вулф: «моменты видения» // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 84–113.
    15. Altick R.D. Victorian People and Ideas: A Companion for the Modern Reader of Victorian Literature. New York: W.W. Norton and Co., 1973. xii, 338 p.
    16. Armstrong I. Browning’s Sludge, “The Medium” // Victorian Poetry. 1964. Vol. 2, № 1. Р. 1–9.
    17. Armstrong Victorian Poetry: Poetry, Poetics and Politics. London and New York: Routledge, 1993. xi, 545 p.
    18. Auerbach , Knoepflmacher U.C. Introduction // Forbidden Journeys: Fairy Tales and Fantasies by Victorian Women Writers. Chicago; London: The University of Chicago Press,1992. P. 1–10.
    19. Baynes T. “To Strive Onwards”: Ulysses, Progress and Trances // Tennyson and Goethe’s Faust. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2021. 72–94.
    20. Bell (ed.). Dickens after Dickens. Heslington (UK): White Rose University Press (University of Leeds, Sheffield & York), 2020. xi, 247 p.
    21. Boehm-Schnitker N., Gruss S. (eds.). Neo-Victorian Literature and Culture: Immersions and Revisions. New York: Routledge, 2014 [Электронное издание].
    22. Brantlinger , Thesing W.B. (eds.). A Companion to the Victorian Novel. Oxford: Blackwell Publ., 2002. xii, 513 p.
    23. Brindle Epistolary Encounters in Neo-Victorian Fiction: Diaries and Letters. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2013 [Электронное издание].
    24. Cox J. Neo-Victorianism and Sensation Fiction. New York: Palgrave Macmillan, 2019 [Электронное издание].
    25. Cronin R. Romantic Victorians: English Literature, 1824–1840. London: Palgrave Macmillan, 2002. 280 p.
    26. Curry S. Browning and the Dramatic Monologue: Nature and Interpretation of an Overlooked Form of Literature. Boston: Expression Co., 1908. 308 p.
    27. Duncun J.E. The Intellectual Kinship of John Donne and Robert Browning // Studies in Philology. Vol. 50, № 1. P. 81–100.
    28. Gutleben Ch. Nostalgic Postmodernism: The Victorian Tradition and the Contemporary British Novel. Amsterdam & New York: Rodopi, 2001. 248 p.
    29. Hadley Neo-Victorian Fiction and Historical Narrative: The Victorians and Us. Basingstoke (UK): Palgrave Macmillan, 2010 [Электронное издание].
    30. Heilmann A., Llewellyn M. Neo-Victorianism: The Victorians in the Twenty-First Century, 1999–2009. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2010 [Электронное издание].
    31. Hennelly M., Jr. “Repeating Patterns” and Textual Pleasures: Reading (In) A.S. Byatt’s Possession: A Romance // Contemporary Literature. 2003. Vol. 44, № 3. P. 442–471.
    32. Hughes L.K. Dramatic Monologue // The Cambridge Introduction to Victorian Poetry. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. P. 15–21.
    33. Hutcheon A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York: Routledge, 1988. xiii, 268 p.
    34. Ifill H. Secrecy and Disclosure in Victorian Fiction [Review] // The Wilkie Collins Journal. Vol. 14. URL: https://wilkiecollinssociety.org/secrecy-and-disclosure-in-victorian-fiction/ (дата обращения: 28.04.2024)
    35. Kennedy S., Hair D.S. The Dramatic Imagination of Robert Browning: A Literary Life. Columbia and London: Univ. of Missouri Press, 2007. xvi, 492 p.
    36. Kirchknopf A. (Re-)Workings of Nineteenth-Century Fiction: Definitions, Terminology, Contexts // Neo-Victorian 2008. Vol. 1, № 1. P. 53–80. URL: https://neovictorianstudies. com/article/view/311 (дата обращения: 28.04.2024)
    37. Knoepflmacher C. Projection and the Female Other: Romanticism, Browning, and the Victorian Dramatic Monologue // Victorian Poetry. 1984. Vol. 22, № 2. P. 139–159.
    38. Kohlke -L., Gutleben Ch. (eds.). Neo-Victorian Tropes of Trauma: The Politics of Bearing After-Witness to Nineteenth-Century Suffering. Amsterdam & New York: Rodopi, 2001. 418 p.
    39. Kohlke -L. Introduction: Speculations in and on the Neo-Victorian Encounter // Neo-Victorian Studies. 2008. Vol. 1, № 1. P. 1–18. URL: https://neovictorianstudies.com/article/ view/308 (дата обращения: 28.04.2024)
    40. Kohlke -L. Mining the Neo-Victorian Vein: Prospecting for Gold, Buried Treasure and Uncertain Metal // Neo-Victorian Literature and Culture: Immersions and Revisitations / ed. by N. Boehm-Schnitker, S. Gruss. Oxford: Routledge, 2014. P. 21–37 [Электронное издание].
    41. Kucich J., Sadoff D.F. Victorian Afterlife: Postmodern Culture Rewrites the Nineteenth Century. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. 376 p.
    42. Langbaum R. The Poetry of Experience: The Dramatic Monologue in Modern Literary Tradition. New York: Random House, 1957. 246 p.
    43. Lutz The Dead Still Among Us: Victorian Secular Relics, Hair Jewelry, and Death Culture // Victorian Literature and Culture. 2011. Vol. 39, № 1. P. 127–142.
    44. Martens B. Dramatic Monologue, Detective Fiction, and the Search for Meaning // Nineteenth-Century Literature. 2011. Vol. 66, № 2. P. 195–218.
    45. Maynard Speaker, Listener, and Overhearer: The Reader in the Dramatic Poem // Browning Institute Studies. 1987. Vol. 15. P. 105–112.
    46. McCracken Fletcher “Singing in Her Song She Died”: Form as Heterotopic Mirror in Tennyson and Byatt // Studies in the Novel. 2016. Vol. 48, № 3. P. 318–342.
    47. Mitchell K. History and Cultural Memory in Neo-Victorian Fiction: Victorian Afterim- ages. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010 [Электронное издание].
    48. Palmer Are the Victorians Still with Us? Victorian Sensation Fiction and Its Legacies in the Twenty-First Century // Victorian Studies. 2009. Vol. 52, № 1. P. 86–94.
    49. Pearsall C.D. The dramatic monologue // The Cambridge Companion to Victorian Poet- ry / ed. by J. Bristow. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000. P. 67–88.
    50. Peters J.G. “To strive, to seek, to find, and not to yield”: Ulysses as Siren in Tennyson’s Poem // Victorian 1994. Vol. 20, № 2. P. 134–141.
    51. Peterson H. Traditions of Victorian Women’s Autobiography: The Poetics and Politics of Life Writing. Charlottesville; London: Univ. Press of Virginia, 1999. xiii, 256 p.
    52. Renk Women Writing the Neo-Victorian Novel: Erotic “Victorians.” Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2020 [Электронное издание].
    53. Reynolds , Noakes J. A.S. Byatt: The Essential Guide. (The Vintage Living Texts Series). London: Random House, 2003. 230 p.
    54. Shiller The Redemptive Past in the Neo-Victorian Novel // Studies in the Novel. 1997. Vol. 29, № 4. P. 538–560.
    55. Sider J. Dramatic Monologue, Public Address, and the Ends of Character // English Literary History. Vol. 83, № 4. P. 1135–1158.
    56. Slinn E. Poetry // A Companion to Victorian Literature and Culture / ed. by H.F. Tucker. Oxford: Blackwell Publ., 1999. P. 307–322.
    57. Stetz M.D. Neo-Victorian Studies (A Review) // Victorian Literature and Culture. Vol. 40, № 1. P. 339–346.
    58. Tiffin J. Ice, Glass, Snow: Fairy Tale as Art and Metafiction in the Writing of A.S. Byatt // Marvels & Tales. 2006. Vol. 20, № 1. P. 47–66.
    59. Tomaiuolo Deviance in Neo-Victorian Culture: Canon, Transgression, Innovation. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2018 [Электронное издание].
    60. Voigts Unreliable Neo-Victorian Narrators, “Unwomen,” and Femmes Fatales: Nell Leyshon’s The Colour of Milk and Jane Harris’ Gillespie and I // Neo-Victorian Madness: Re- diagnosing Nineteenth-Century Mental Illness in Literature and Other Media / ed. by Sarah E. Maier, B. Ayres. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2020. P. 15–50 [Электронное издание].
    61. Zhang M. Neo-Victorianism, Empathy and Reading. London: Bloomsbury Publishing, 2022 [Электронное издание].
    62. Zipes J. Introduction // Don’t Bet on the Prince: Contemporary Feminist Fairy Tales in North America and England / ed. and comp. by J. Zipes. New York: Routledge, 1986. P. 1–36.

 

Информация об авторе:

Елена Владимировна Халтрин-Халтурина — доктор филологических наук (РФ), PhD in English (США), ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9444

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Авторы неовикторианской прозы, представляющей собой разновидность литературы постмодернизма, осознанно насыщают свои произведения отсылками к конкретному историческому периоду и конкретному национальному пространству. Они художественно реанимируют культурологические, мировоззренческие и психологические особенности людей, живших в Британской империи времен правления королевы Виктории (период 1837–1901 гг.), одновременно пытаясь провести своеобразную «ревизию» прошлого и реабилитировать многое из того, что в Великобритании XIX в. считалось маргинальным. Картины из прошлого приводятся в соответствие со вкусовыми запросами современного англоязычного читателя, сформировавшегося в условиях постколониализма, глобализма и постфрейдизма. Литературный канон неовикторианства начал обретать очертания в 1960-е гг. (Дж. Рис и Дж. Фаулз) в русле полемики с модернизмом о стереотипах восприятия британской культуры XIX в. В 1990-е гг. после выхода романа А.С. Байетт “Possession” («Обладать» / «Одержимость») был зафиксирован новый всплеск интереса к квазиисторической исследовательской прозе, близкой «профессорскому роману». Учитывая широту диапазона современной неовикторианской прозы от серьезных романов до легкой беллетристики, мы обращаем внимание на некоторые приемы построения неовикторианских текстов, уделяя особенное внимание их «необраунинговской» составляющей, связанной с викторианским жанром «драматического монолога».

Ключевые слова: викторианство, поствикторианство, неовикторианство; необронтевский, неодиккенсовский, необраунинговский пастиш; монологи обезумевших, техника «драматического монолога».

  • Ключевые слова: викторианство, поствикторианство, неовикторианство; необронтевский, неодиккенсовский, необраунинговский пастиш; монологи обезумевших, техника «драматического монолога».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу