Информация об авторе:
Халтрин-Халтурина Е.В.
Елена Владимировна Халтрин-Халтурина — доктор филологических наук (РФ), PhD in English (США), ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9444
E-mail:
Аннотация:
Авторы неовикторианской прозы, представляющей собой разновидность литературы постмодернизма, осознанно насыщают свои произведения отсылками к конкретному историческому периоду и конкретному национальному пространству. Они художественно реанимируют культурологические, мировоззренческие и психологические особенности людей, живших в Британской империи времен правления королевы Виктории (период 1837–1901 гг.), одновременно пытаясь провести своеобразную «ревизию» прошлого и реабилитировать многое из того, что в Великобритании XIX в. считалось маргинальным. Картины из прошлого приводятся в соответствие со вкусовыми запросами современного англоязычного читателя, сформировавшегося в условиях постколониализма, глобализма и постфрейдизма. Литературный канон неовикторианства начал обретать очертания в 1960-е гг. (Дж. Рис и Дж. Фаулз) в русле полемики с модернизмом о стереотипах восприятия британской культуры XIX в. В 1990-е гг. после выхода романа А.С. Байетт “Possession” («Обладать» / «Одержимость») был зафиксирован новый всплеск интереса к квазиисторической исследовательской прозе, близкой «профессорскому роману». Учитывая широту диапазона современной неовикторианской прозы от серьезных романов до легкой беллетристики, мы обращаем внимание на некоторые приемы построения неовикторианских текстов, уделяя особенное внимание их «необраунинговской» составляющей, связанной с викторианским жанром «драматического монолога».
Ключевые слова: викторианство, поствикторианство, неовикторианство; необронтевский, неодиккенсовский, необраунинговский пастиш; монологи обезумевших, техника «драматического монолога».