Информация об авторе:
Полонский В.В.
Вадим Владимирович Полонский — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, директор, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор Янцзы, Сычуаньский университет, Южная секция 1, шоссе Юхуан, д. 24, 610065, провинция Сычуань, г. Чэнду, КНР.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0491-2088
E-mail:
Аннотация:
Гюисманс и Муратов представляют собой два стадиальных противоположных полюса в истории художественной критики рубежа XIX–XX столетий. Французский автор стоит у истоков модернизма, формируя изначально декадентскую парадигму творчества и затем трансформируя ее в характерную модель «католического обновления». Муратов же во многом резюмирует пройденный модернистской эстетикой Серебряного века путь. То, что в эстетике Гюисманса заострялось как значимое противоречие, плодоносная антиномия («спиритуальный натурализм» в трактовке, к примеру, наследия Матиаса Грюневальда), у Муратова находило гармоничное разрешение в пространстве «одухотворенного эстетизма», примиряющего канон со свободой творческого самовыражения художника. Разница подходов двух критиков особо ощутима в интерпретации творчества Фра Беато Анджелико. При этом различия — порой доходящие до антитезы — между обоими авторами требуют обязательного осмысления на фоне единства их общей модернистской почвы. Не случайно и для Гюисманса, и для Муратова важнейший и необходимый этап, подготовивший рубеж XIX–XX столетий к осознанию выдающейся роли итальянских христианских примитивов и древнерусской иконописи в истории культуры, связывается с откровениями импрессионистов и творцов раннего «нового искусства».