Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул. Поварская 25A, стр. 1, ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

ВНИМАНИЕ!

Дорогие коллеги! Мы запустили продажу электронных книг в формате PDF на сайте издательства. На этапе запуска  магазина возможны временные технические сбои. Не волнуйтесь, пожалуйста. Если у вас возникают вопросы по работе магазина, обращайтесь на е-мейл petyaeva@imli.ru.

Не все книги в нашем каталоге доступны к продаже в электронном виде. Если книга недоступна в электронном формате, вы можете приобрести бумажное издание в киоске ИМЛИ РАН по адресу: г. Москва, ул. Поварская, 25 А, стр 1.

  • Сборник: Поверх границ: Книга памяти Андрея Федоровича Кофмана
  • DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0803-5-226-240
  • EDN:

    https://elibrary.ru/HMOBDD

  • Год выпуска: 2025
  • PDF

  • Полонский В.В. Искусство раннего Возрождения в двух модернистских ракурсах: Ж.К. Гюисманс, П. Муратов и Фра Беато Анджелико // Поверх границ: Книга памяти Андрея Федоровича Кофмана / отв. ред. В.Б. Зусева-Озкан. М.: ИМЛИ РАН, 2025. С. 226–240. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0803-5-226-240
  • Автор: Полонский В.В.
  • Список литературы:

    Исследования

    1. Тарасов О.Ю. Треченто и древнерусские иконы в исследованиях П.П. Мурато- ва // Russica Romana. 2016. Vol. XXIII. Р. 103–125.
    2. Al-Matary Des rayons et des ombres. Latinité, littérature et réaction en France (1880–1940) // Cahiers de la Méditerranée. 2017. № 95. Р. 15–29.
    3. Borie J. Huysmans: Le Diable, le célibataire et Dieu. Paris: Grasset, 1991. 229 p.
    4. Cabanel , Vallez M. La haine du Midi: l’antiméridionalisme dans la France de la Belle Époque // Les suds: construction et déconstruction. Actes du 126e Congrès national des sociétés historiques et scientifiques “Terres et hommes du Sud”, Toulouse, 2001. Paris: Editions du CTHS, 2005. Р. 87–97.
    5. Daunais I. La réversibilité des arts: littérature et peinture au confluent de la critique (Zola, Huysmans) // Études françaises. 1997. Vol. 33, № 1. Р. 95–108.
    6. Lambert Peinture et bibelot: prégnance du pictural dans l’oeuvre de Joris-Karl Huysmans. Paris: H. Champion, 2012. 227 p.
    7. Prigent Huysmans et la Bible: intertexte et iconographie scripturaires dans l’oeuvre. Paris: H. Champion, 2008. 888 p.
    8. Seillan -M. Nord contre Sud. Visages de l’antiméridionalisme dans la littérature française de la fin du XIXe siècle // Loxias. 2003. № 1. URL: https://archive.wikiwix. com/cache/index2.php?url=http%3A%2F%2Frevel.unice.fr%2Floxias%2Findex. html%3Fid%3D6#federation=archive.wikiwix.com&tab=url (дата обращения: 07.03.2025).
    9. Seillan -M. Huysmans: politique et religion. Paris: Classiques Garnier, 2009. 440 p.
    10. Smeets Huysmans l’inchangé: histoire d’une conversion. Amsterdam; N. Y.: Rodopi, 2003. 241 p.
    11. Solal J. Huysmans avec Dieu: aise et disgrace. Paris: Classiques Garnier, 2015. 223 p.

    Источники

    1. Гюисманс Ж.К. Там, внизу: Роман / пер. с франц. Л. Горовиц. СПб.: А.В. Швы- ров, [1907]. 189 с.
    2. Гюисманс Ж.К. Там внизу, или Бездна / пер. с франц. Ю. Спасского. М.: Мистер Икс, 1993. 352 с.
    3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 8: Идиот. 511 с.
    4. Зайцев Б.К. Дневник писателя. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына; Русский путь, 2009. 206 с.
    5. Ли В. Италия: в 2 т. / пер. с англ. Е.С. Урениус, под ред. и с предисл. П.П. Муратова. М.: Изд-во Сабашниковых, 1914–1915.
    6. Муратов П.П. Древнерусская живопись в собрании И.С. Остроухова. М.; Ярославль: Изд-во К.Ф. Некрасова, 1914. 40 с.
    7. Муратов П.П. Образы Италии: в 2 т. М.: Научное слово, 1911–1912.
    8. Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века. История открытия и изучения. СПб.: BIBЛIОПОЛIΣ, 2008. 429 с.
    9. Флоренский П.А., свящ. История и философия искусства / под общ. ред. игумена Андроника (Трубачева). М.: Академический проект, 2017. 623 с.
    10. Bricaud J.-K. Huysmans et le satanisme: d’après des documents inédits. Paris: Bibliothèque Chacornac, 1913. 78 p.
    11. Du Fresnois A. Une étape de la conversion de Huysmans d’après des lettres inédites à Mme de C... Paris: Dorbon aîné, 1912. 61 p.
    12. Huysmans -K. “Le Couronnement de la Vierge” de Fra Angelico au Louvre // Huysmans J.-K. Écrits sur l’art: 1867–1905 / édition établie, présentée et annotée par P. Locmant. Paris: Bartillat, 2006. P. 440–447.
    13. Huÿsmans -J. Trois primitifs. Paris: Librairie Léon Vanier, 1905. 107 p.
    14. Mouratov P. Les Icones russes. Paris: J. Schiffrin, 1927. 261 p.
    15. Mouratow P. L’Ancienne peinture russe. Traduction du manuscrit russe par André Roma: A. Stock; Praha: Plamja, 1925. 181 p.
    16. Muratoff Fra Angelico. London: Art, 1930. 98 p., 296 pl.
    17. Muratoff Fra Angelico. Traduit du russe par Jean Chuzeville. Paris: G. Crès, 1929a. 98 p., 296 pl.
    18. Muratoff P. Frate Roma: Casa editrice d’arte “Valori Plastici”, [1929b]. 98 p., 296 pl.
    19. Muratoff P. La Pittura bizantina. Roma: Casa editrice d’arte “Valori plastici”, 1928. 256
    20. Muratov P. La Pittura russa antica. Roma: A. Stock, 1925. 166 p.
    21. Rothes W. Die Darstellungen des Fra Giovanni Angelico aus Dem Leben Christi und Mariae: ein Beitrag Zur Ikonographie der Kunst des Strasbourg: J.H. Ed. Heitz, 1902. 88 S.

Информация об авторе:

Вадим Владимирович Полонский — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, директор, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор Янцзы, Сычуаньский университет, Южная секция 1, шоссе Юхуан, д. 24, 610065, провинция Сычуань, г. Чэнду, КНР.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0491-2088

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Гюисманс и Муратов представляют собой два стадиальных противоположных полюса в истории художественной критики рубежа XIX–XX столетий. Французский автор стоит у истоков модернизма, формируя изначально декадентскую парадигму творчества и затем трансформируя ее в характерную модель «католического обновления». Муратов же во многом резюмирует пройденный модернистской эстетикой Серебряного века путь. То, что в эстетике Гюисманса заострялось как значимое противоречие, плодоносная антиномия («спиритуальный натурализм» в трактовке, к примеру, наследия Матиаса Грюневальда), у Муратова находило гармоничное разрешение в пространстве «одухотворенного эстетизма», примиряющего канон со свободой творческого самовыражения художника. Разница подходов двух критиков особо ощутима в интерпретации творчества Фра Беато Анджелико. При этом различия — порой доходящие до антитезы — между обоими авторами требуют обязательного осмысления на фоне единства их общей модернистской почвы. Не случайно и для Гюисманса, и для Муратова важнейший и необходимый этап, подготовивший рубеж XIX–XX столетий к осознанию выдающейся роли итальянских христианских примитивов и древнерусской иконописи в истории культуры, связывается с откровениями импрессионистов и творцов раннего «нового искусства».

  • Ключевые слова: западная иконография, Фра Беато Анджелико, символизм в сакральном искусстве, модернистская критика.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу