Информация об авторе:
Андреева В.Г.
Валерия Геннадьевна Андреева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры Отечественной филологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 г. Кострома, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4558-3153
E-mail:
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
В статье рассматривается мотив путешествия по дому и комнате в тетралогии Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба» (1934–1952). Отмечается глубинная связь данного мотива с усадебной топикой. Мотив пути содержит множество перекрещивающихся реализаций и невозможен без представления о тех местах, которые оставляются (часто это усадьбы), и о тех, которые посещаются в путешествии. Анализируется один из ключевых во всей тетралогии эпизодов путешествия Глеба и Сони по комнате, показывается его значение и функции, связь с литературной традицией, ее творческое освоение писателем. Доказывается, что Глеб в этом условном путешествии проходит своеобразный обряд инициации. Игра переходящего во взрослость Глеба соотносится с одной из игр его детства, приобретая множество скрытых смыслов. Рассматривается значение этого символического действия в судьбе Глеба, которое обусловлено жизнью в усадьбе, наличием усадебной истории семьи, предпринятым до этого путешествиям по дому и комнатам, а также богатым воображением героя. Отправляясь в путешествие по комнате, Глеб понимает, что его человеческая и писательская судьба не в руках редактора-народника, который отверг его статью, но в руках Бога. В статье проводится параллель между символическим путешествием Глеба и другими перемещениями, явными и условными: от странствия героя книги Ксавье де Местра «Путешествие по моей комнате» до «будто-путешествия» Михаила Алпатова — героя романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь» (1927), отмечается сходство эпизодов в указанных произведениях.