Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Валерия Геннадьевна Андреева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры Отечественной филологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 г. Кострома, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4558-3153

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/

Аннотация:

В статье рассматривается мотив путешествия по дому и комнате в тетралогии Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба» (1934–1952). Отмечается глубинная связь данного мотива с усадебной топикой. Мотив пути содержит множество перекрещивающихся реализаций и невозможен без представления о тех местах, которые оставляются (часто это усадьбы), и о тех, которые посещаются в путешествии. Анализируется один из ключевых во всей тетралогии эпизодов путешествия Глеба и Сони по комнате, показывается его значение и функции, связь с литературной традицией, ее творческое освоение писателем. Доказывается, что Глеб в этом условном путешествии проходит своеобразный обряд инициации. Игра переходящего во взрослость Глеба соотносится с одной из игр его детства, приобретая множество скрытых смыслов. Рассматривается значение этого символического действия в судьбе Глеба, которое обусловлено жизнью в усадьбе, наличием усадебной истории семьи, предпринятым до этого путешествиям по дому и комнатам, а также богатым воображением героя. Отправляясь в путешествие по комнате, Глеб понимает, что его человеческая и писательская судьба не в руках редактора-народника, который отверг его статью, но в руках Бога. В статье проводится параллель между символическим путешествием Глеба и другими перемещениями, явными и условными: от странствия героя книги Ксавье де Местра «Путешествие по моей комнате» до «будто-путешествия» Михаила Алпатова — героя романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь» (1927), отмечается сходство эпизодов в указанных произведениях.

  • Ключевые слова: Б.К. Зайцев, мотив путешествия, «усадебный топос», усадебная повседневность, путешествие по комнате, инициация, М.М. Пришвин, автобиографический герой.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу