Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: https://www.doi.org/10.22455/Lit.pr.2020-2-116-125
Год выпуска: 2020

PDF

Бурмистрова С.В. Рецепция сюжета о пути в Дамаск в поэме В.А. Жуковского «Агасфер»
Автор: Бурмистрова С. В.

Об авторе:

Светлана Владимировна Бурмистрова — кандидат филологических наук, доцент, Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 141300, г. Сергиев Посад, Московская область, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000- 0003-3852-9797

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Аннотация

В статье анализируется вершинное произведе- ние В.А. Жуковского — поэма «Агасфер» (1852) в контексте апостольского сюжета о пути в Дамаск. Использование сюжета о пути в Дамаск в качестве интерпретационной модели поэмы «Агасфер» позволяет уточнить авторскую концепцию спиритуального преображения героя, а также прокомментировать особенности рецепции апостольского текста в творчестве Жуковского. Основные сюжетные фазы апостольского дискурса об обращении Савла, представленные в книге Деяний святых апостолов, прочитываются в повествовании о духовной трансформации героя поэмы Жуковского. В основе обоих сюжетов — мотив пути, символизирующий ментальное движение от духовного заблуждения к истинной вере, от смерти к жизни, от утраты смысла собственного существования к обретению способности понимать действие Божественного Промысла в масштабах не только своей судьбы, но и мироздания. В результате исследования автор приходит к заключению, что апостольский текст о пути в Дамаск осмысляется в поэме Жуковского в качестве архетипа покаяния и духовного перерождения личности. Аллюзивные отсылки к апостольскому дискурсу об обращении Савла содержатся не только на уровне сюжетной организации поэмы, но также обнаруживаются в мотивной, персонажной системе «Агасфера».

Ключевые слова: Жуковский, апостольский текст, сюжет о пути в Дамаск, «Агасфер», религия, духовное преображение, субъектная трансформация, апостол Павел, архетип покаяния.