Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Юрий Яковлевич Барабаш — доктор филологических наук, профессор, почетный доктор Национальной академии наук Украины, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8938-9408 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена судьбе и творчеству украинского писателя-эмигрнта, прозаика, драматурга, историка литературы и театра, эссеиста, издателя, переводчика Игоря Костецкого. Сочинения Костецкого (рассказы, повесть «День святого», пьесы) рассматриваются: (а) в герменевтическом, компаративном, историко-литературном аспектах и (б) в общеукраинском и европейском литературных контекстах. Так, герменевтический анализ трех пьес, написанных в 1945–1947 гг., выявляет как структурно-семантические различия между ними, так и черты типологической схожести. В пьесе «Искушения несвятого Антона» отмечается — как смыслообразующиий фактор — абсурдистское начало, что дает основания для сопоставления пьесы с европейской «драмой абсурда» (А. Адамов, С. Беккет, Э. Ионеско). В пьесах «Близнецы еще встретятся» и «Действо о великом человеке» доминируют (при наличии ряда абсурдистских признаков) иные тенденции: социопсихологическая (тема двойничества, мифологические архетипы), идеологическая и моральная (дискуссии о «правомерности» террора ради высокой цели), философско-религиозная (иррациональная природа Власти, ее мистериальная составляющая, зомбированность массового сознания). Типологическая схожесть анализируемых произведений базируется на основе общей для них парадигмы модернизма, совокупности принципов и форм модернистской поэтики — нарушение причинно-следственных связей, темпоральные и пространственные смещения, прием трансформации архетипных образов и сакральных префигураций, элементы средневековых и барочных стилизаций, интертекстуальность и т. п. Эти особенности отчетливо проявляются при компаративном подходе к пьесам Костецкого и тематически сопоставимым образцам (интерпретация Г. Флобером легенды о св. Антонии, тема двойничества у Гоголя и Шевченко, Достоевского и Андрея Белого, мистериальное начало у Г. Лорки и Т.С. Элиота). В историко-литературном и теоретическом планах пьесы, как и основные прозаические сочинения, И. Костецкого, его творческое наследие в целом, представляют собою связующее звено между украинским модернизмом 20-х гг. («Расстрелянное Возрождение») и модернистскими, а также постмодернистскими течениями в современной украинской литературе, знаменуют значимый этап на пути формирования национальной модели модернизма.

  • Ключевые слова: модернизм, поэтика, герменевтический, компаративный, «драма абсурда», модель, двойничество, мистерия.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу