Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Борис Геннадьевич Бобылев — доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, иеродьякон Нафанаил, магистр богословия, независимый исследователь, г. Новосиль, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5939-6375

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена предметно-дидактической концепции учебной дисциплины «Филологический анализ художественного текста» (ФАХТ) в системе профессиональной подготовки учителей-русистов для инонациональной школы. В качестве методологической основы концепции выступает лингводидактическая традиция, заложенная в трудах академика РАО Н.М. Шанского: учет разнообразных особенностей освоения русской словесной культуры носителями других языков. Характеризуется современная языковая и образовательная ситуация в Республике Абхазия, а также в других русскоязычных анклавах постсоветского пространства. Указывается, что русская классическая литература представляет собой высшее и наиболее совершенное воплощение национальной языковой личности. Отмечается, что сохранение и возрождение Русского мира предполагает доведение до ясного понимания, людей этого факта, а также раскрытие всей духовной силы и всечеловечности классической литературы России. Подчеркивается, что одной из главных методологических основ курса ФАХТ является оптимальное сочетание эмоционально-интуитивного и рационально-логического аспектов восприятия и понимания литературного произведения. Характеризуется трехуровневая методика ФАХТ в инонациональной аудитории. Раскрывается объясняющая сила данной методики, которая способствует раздвижению границ понимания смысла, заложенного в тексте. Показывается связь предлагаемой техники анализа и понимания художественного текста с психолингвистической теорией Н.И Жинкина, где раскрываются механизмы освоения воспринимающим субъектом кода, который опредмечивает смысл, заложенный в художественном тексте. При этом понимание рассматривается не только как восприятие идеи художественного целого, но и как этап духовного роста. В статье приводится вариант программы курса ФАХТ, ориентированный на абхазскую аудиторию.

  • Ключевые слова: филологический анализ художественного текста, Н.М. Шанский,. Н.И. Жинкин, Абхазия, Русский мир, духовное возрождение, герменевтика.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу