Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

На протяжении творческого пути проблема красоты решалась Ф.М. Достоевским с разных мировоззренческих позиций и практически всегда была связана с женскими персонажами. В «Подростке», объединяя близкий ему с юности ренессансно-гуманистический, «шиллеровский» идеал красоты как «нормальности» и «здоровья» с русской православной традицией, автор приходит к выводу о праве «живой жизни», воплощением которой становится Катерина Николаевна Ахмакова, на несовершенство и ошибку в «падшей» земной реальности. Этот нарождающийся тип русской женщины, по мнению писателя, нуждается в отказе от устоявшихся в обществе ролей «рабы» или «богини» и в выработке партнерских взаимоотношений между полами. Кроме того, Достоевский предлагает здесь христианское осмысление идеала женщины, выдвинутого Н.Г. Чернышевским в романе «Что делать?».

Воплощением лучших черт национального характера: цельности, смирения и жертвенности, — стала в «Подростке» Софья Андреевна Долгорукая. Так как русский народ, по наблюдению Достоевского, постепенно теряет эти качества, героиня названа «последним ангелом». Пытаясь понять взаимоотношения своих родителей, Аркадий Долгорукий сначала видит «гуманный и общечеловеческий» характер любви Версилова к «маме». Постепенно открывается и другая причина его привязанности к жене: восхищение твердостью и внутренней силой, обусловленной принадлежностью к народу и его православному «преданию». Во взаимоотношениях Софьи и Версилова, как в капле воды, отразилась трагическая коллизия «петербургского периода» русской истории — культурно-нравственный разрыв между народом и «образованным сословием» и их взаимное тяготение друг к другу. Версилов — носитель западноевропейской гуманистической культуры Нового времени, Софья — патриархальной русской традиции, ориентированной на православные ценности.

Общим знаменателем обоих миров выступает в «Подростке» старинный усадебный идеал «благообразия», к которому стремятся все герои романа. Однако в прежнем своем виде он невозвратим, свидетельствует Достоевский судьбами Версилова, Ахмаковой и Софьи.

  • Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, красота, роман «Подросток», женские образы, гуманизм, калокагатия, софийность, «живая жизнь», православие, юродство, «благообразие».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу