Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Валентина Васильевна Борисова — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы, БГПУ им. М. Акмуллы, ул. Октябрьской революции, 3/а, 450008 г. Уфа, Россия; профессор кафедры русского языка и теории словесности, Московский государственный лингвистический университет, ул. Остоженка, д. 38, 119034 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9011-0160

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В данном обзоре раскрывается современное состояние изучения романа Ф.М. Достоевского «Подросток». Точкой отсчета является академическая традиция комментирования его текста, обеспечившая текстологические достижения в 1960–1970 годы. Сегодня очевиден новый виток текстологического исследования и комментирования романа. Магистральными направлениями в достоевсковедении стали выявление духовного смысла «Подростка», его поэтика и источниковедение, хотя в целом современные исследования отличаются разнообразием научных дискурсов — психологического, исторического, культурологического, лингвистического и др. В собственно литературоведческом плане заметно усиление интереса отечественных и зарубежных ученых к поэтике романа, к анализу роли «христианского предания» в нем. Традиционно он продолжает рассматриваться в системе «великого пятикнижия». В целом ряде монографий раскрывается художественная преемственность и уникальность «Подростка», который на разных типологических основаниях вписывается в единый метатекст жизни и творчества Достоевского. Сохраняется в науке типологический, сравнительно-исторический подход к этому произведению писателя, хотя его литературный контекст не сильно расширился. Заметное место в современном достоевсковедении занимают работы, посвященные нарраталогии романа «Подросток», а также его жанровой характеристике. Традиционное определение произведения Достоевского как романа-воспитания сменилось новой, модифицированной формулой. Особое внимание уделено немногим монографиям о «Подростке». Наряду с обзором, дающим определенное представление о современном состоянии изучения романа, в статье намечены его перспективы. Многослойная «реальность» произве- дения Достоевского требует комплексного — реально-биографического, историко-литературного и мифопоэтического (в широком смысле) — комментария, который может обеспечить полноту рецепции романа «Подросток», особенно в массовом культурном восприятии.

 

  • Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», современное состояние изучения, результаты и перспективы.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу