Сборник: «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в культуре Европы и Америки
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0668-0-616-627
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Фуэнтес С.

Об авторе:

Сусана Фуэнтес — PhD, Постдокторант, Государственный университет Рио-де-Жанейро, R. Sao Francisco Xavier, 524, Maracana, Rio de Janeiro, RJ, 20550-013, Бразилия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Переклички нарративов ≪подпольного≫ человека Ф.М. Достоевского и героев прозы К. Лиспектор (романы ≪Страсть глазами Г.Х.≫, ≪Час звезды≫, рассказы ≪Буйвол≫, ≪Недомогание ангела≫) многообразны. Сходство — в терапевтическом характере рассказа о себе, его потенциальной способности разорвать оковы личности, его особой вопрошающей тональности, не подразумевающей ответа и, наконец, в самом образе ≪подполья≫ как пространства, трансформирующего ≪я≫. Страдание — важная для Лиспектор тема, интерпретируя которую писательница опирается на Достоевского. Равнодушная ненависть, тупая и ноющая, словно зубная боль, предчувствие боли и несчастья — все это составляет не только самоощущение ≪подпольного≫, но и героев Лиспектор. Между тем писательница предлагает и собственную интерпретацию ≪подполья≫: в романе ≪Час звезды≫ героиня олицетворяет собой ≪подполье≫, лишенное субъектности, некую бесформенную субстанцию, ветошь и вонь ≪подполья≫. Лишена субъектности и героиня рассказа ≪Буйвол≫, в отличие от ≪подпольного≫, источающего ненависть, пребывающая в поисках источника ярости, способного заполнить ее пустоту. В основу рассказа ≪Недомогание ангела≫ положен другой важный мотив ≪Записок≫ — тревожное переживание встречи с ≪другим≫. Встреча эта, впрочем, невозможна, так как никогда не завершающийся рассказ ≪подпольного≫ и героини Лиспектор сопротивляется диалогизму.

Ключевые слова: литература Бразилии, К. Лиспектор, Ф.М. Достоевский, Подполье, ≪я≫ и ≪другой≫, М. Бахтин.