Сборник: «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в культуре Европы и Америки
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0668-0-531-546
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Козлова М.А.

Об авторе:

Марина Андреевна Козлова — аспирант кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, старший преподаватель кафедры художественного перевода, Литературный институт им. А.М. Горького, Миусская пл., д. 6, 125993 ГСП-3, г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности построения городского текста в ≪Записках из подполья≫ Ф.М. Достоевского и произведениях бельгийских символистов, Эмиля Верхарна и Жоржа Роденбаха. Городское пространство как объект рецепции рассматривается в выбранных текстах в качестве модели, интерпретируемой автором в рамках собственной поэтики и литературного контекста, с сохранением общей базовой структуры. В соответствии с антитетической моделью петербургского текста В.Н. Топорова анализируются такие аспекты городского пространства как ≪жизнь-смерть≫, ≪срединность-маргинальность≫, ≪высокое-низкое≫. Исследуется центральная для представленных городских текстов категория ≪умышленности≫, противопоставленная свободе человеческой воли; устанавливается смыслообразующая параллель между сознанием персонажа, городского жителя, и изображением окружающего его пространства. Сходство в трактовке образов и вышеупомянутых оппозиций объясняется независимыми типологическими схождениями, общностью модели сознания и городского пространства, а также, в меньшей степени, контактными и генетическими связями, восходящих к общим прецедентным текстам и явлениям.

Ключевые слова: ≪Записки из подполья≫, городской текст, образ города, городское пространство, петербургский текст, Достоевский, Верхарн, Роденбах, Бодлер, бельгийский символизм.