Сборник: «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского в культуре Европы и Америки
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0668-0-298-306
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Волчек О.Е.

Об авторе:

Ольга Евгеньевна Волчек — независимый исследователь, г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8895-0187.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В трудах Делёза подпольный человек Достоевского возникает в эссе ≪Бартлби или формула≫, где он анализирует рассказ Мелвилла и ставит его героя в один ряд с героями Клейста, Кафки, Беккета и Достоевского, которых объединяет некое иррациональное начало. Формула Бартлби “I would prefer not to”, сравнивается с формулой подпольного, который также не желает, чтобы 2+2 равнялось 4. Идея ≪подпольного≫ связывается у Делёза с внутренним голосом, с работой бессознательного, проявляющегося в языке.
Двойники также входят в понятийный аппарат Делёза. В ряде работ он ссылается на ≪Двойника≫ Достоевского, анализируя, в частности, персонажей Кафки и подчеркивая бюрократический характер удвоения субъекта. Обладающий сознанием двойник чистой мысли попадает в бюрократическое отношение и в новую форму преследования, где cogito становится бюрократическим любовным бредом.
Cogito как субъект высказывания, рефлектирующий собственное применение и постигающий себя, также является инстанцией ≪Я≫ Идиота, который в философии Делёза является важным концептуальным персонажем, желающий мыслить самостоятельно, посредством ≪естественного света≫.
Так, Делёз предлагает позитивный образ ≪подпольного≫ как оригинала, идиота, отрицающего разумное существование мира. Отрицая интерпретацию бреда у Фрейда через Эдипов комплекс, Делёз выдвигает другую подоснову бессознательного и утверждает, что великие писатели не больные, а врачи, и врачуют они человеческие недуги, как социальные, так и психологические.

Ключевые слова: подпольный человек, двойник, идиот, Достоевский, Делёз, психоанализ.