Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Об авторе:

Людмила Федоровна Луцевич — доктор филологических наук, профессор, Варшавский университет, ул. Краковское Предместье, д. 26/28, 00-927 г. Варшава, Польша.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6340-2598

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Мемуар, посвященный памяти Александра Блока, З.Н. Гиппиус озаглавила «Мой лунный друг. О Блоке» (1922). В этом названии внимание приковывает эпитет лунный, который нуждается в прояснении. Семантическую основу концепта луна составляет сложное переплетение предметной понятийности с мифической образностью и различными многовековыми культурными ассоциациями. В славянской мифологии луна издавна символизирует женское интуитивное начало. В эпоху Серебряного века актуализируются опыты метафорического, символистского соотнесения этого небесного светила с проблемами пола, религии, культуры. Автор статьи сосредоточивает внимание на двух значимых составляющих мемуарного текста Гиппиус: во-первых, на «лунных» коннотациях, присутствующих в творческом мышлении писательницы, и шире — в философском сознании Серебряного века; во-вторых, на центральном концепте мемуара — «потерянное дитя». Указанные составляющие обусловливают интенциальную направленность мемуарного образа Александра Блока, созданного Гиппиус. Ее представление о «лунном» в характере личности поэта обусловливается мистической «женскостью» с ее спиритуалистичностью, меланхоличностью, обманом возможностей, которые могут быть плодотворными для развития искусства, но которые в силу незрелости, «невзрослости», несостоятельности творческого «рацио» могут оказаться пагубными для «правильного» выбора художником модели общественного поведения.

  • Ключевые слова: Гиппиус, «Мой лунный друг», лунный, поэт-дитя, взрослость, детскость, потерянность.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу