Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Информация об авторе:

Елена Владимировна Халтрин-Халтурина — доктор филологических наук (РФ), PhD in English (США), ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9444

Аннотация:

Книга является первым русским монографическим исследованием поэмы Эдмунда Спенсера «Королева фей». Существенное воздействие этой аллегорической рыцарской поэмы позднего Ренессанса ощущается в англоязычных литературах от Шекспира до современных произведений «фэнтези». Многофигурная композиция поэмы, насыщенная сюжетными перипетиями, а также образами странствующих рыцарей и преследуемых дев, великанов и карликов, колдунов и гомункулов, драконов и сирен, перекликается с картами типа mappa mundi, со сборниками эмблем, с описаниями шпалер, с бестиариями, c трудами по естествознанию, риторическими трактатами и возрожденческими «зерцалами». В игровой форме, созвучной менталитету елизаветинской эпохи, поэма преподает уроки этики и способствует постижению добродетелей лицами, связанными с управлением обширного процветающего государства.

Первый раздел книги содержит общие сведения о «Королеве фей»: связь поэмы с культурно-историческим фоном эпохи, композиция произведения, специфика спенсеровских аллегорий и метафор-кончетти. Во втором разделе рассматриваются конкретные пространственно-топографические комплексы, в пределах которых художественно «овеществляются» добродетели и грехи, а также устанавливается их связь с определенными жанровыми образованиями, включающими триумфы, плачи, экфрасисы, антропоморфные пейзажи, маньеристические блазоны и антиблазоны, фаблио и пр. Автор монографии предлагает ответы на вопросы: какие пространственные модели пользовались популярностью в художественных произведениях рубежа XV–XVI веков? Какими маньеристическими чертами отмечена спенсеровская модель мироздания? В каком виде память о смысловых и художественных комплексах эпохи Ренессанса дошла до нашего времени?

Книга адресована литературоведам, культурологам и всем, интересующимся историей интеллектуальной культуры.

  • Ключевые слова: аллегорическая поэма, рыцарская поэма, учительная книга, зерцало, топография, топотесия, модели виртуального пространства, маньеризм