Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0875-067X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Раздел собран как из статей совсем новых, так и опубликованных автором о романе «Подросток» в разные годы, исправленных,
дополненных, объединенных общими положениями, открывающимися лишь тогда, когда вся работа этих лет рассматривается в комплексе. Показано, как идея автора являет себя в творчестве Достоевского через идею героя, развиваясь непосредственно в выговариваемых героем словах за счет неучтенных им, но учтенных автором контекстов. Выявлен гностический пласт романа «Подросток», посредством которого Достоевский создает варианты восприятия и интерпретации реальности персонажами. Показаны смысл и значение системы имен персонажей, создающих систему двойных отсылок: с одной стороны, к истории дома Давидова и Книге Премудрости Соломона, с другой стороны, к гностическому мифу о падении Софии. Исследована роль образов солнца в романе в свете сюжетообразующей мысли автора о том, что глубокая идея, символ, восприятие и, в конце концов, мир могут в любой момент, оставаясь теми же самыми, становиться совсем другими. Описана икона, создаваемая Достоевским в эпилоге «Подростка». Исследован смысл синтаксического приема «только открывающая кавычка» в романе
«Подросток». Проанализирован образ Версилова с точки зрения системы эмоционально-ценностных ориентаций, обозначено его место как человеческого типа в историософской системе Достоевского. Исследована роль Книги Иова в мировоззрении Достоевского и объяснено ее настойчивое присутствие в рассказе Макара Долгорукого о купце Скотобойникове. Описан ответ, который предлагает роман Достоевского на вопрос старого князя Сокольского о месте жительства Бога.

  • Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», гностицизм, книга Иова, имя персонажа, образы солнца, слово автора и слово героя, пунктуация как художественный прием, романная икона.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу